?

Log in

No account? Create an account
╬═ Aryan identity ═ [entries|archive|friends|userinfo]
WP географ

[ website | Retrofuturism ◇ From the past into the Future ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Выставка "Дегенеративное искусство", Германия 1937 [6. авг, 2018|08:33 pm]
WP географ
[Tags|]

В середине 30-х, после отгремевшей Берлинской Олимпиады-36, нацисты устроили очередное небывалое шоу: в Мюнхене, в галереях архитектурного комплекса Хофгартен, открылась выставка "Дегенеративное искусство", представившая широкому зрителю так называемое искусство авангарда, причём не в самом лучшем свете, как видно из названия.
Все модернистские течения и художественные направления – кубизм, экспрессионизм, фовизм, "новая вещественность", сюрреализм, Баухауз и ряд других – получили в Третьем Рейхе официальные ярлыки "вырожденческих", "еврейско-большевистских", "антигерманских". Искусствоведы позиционировали их как чуждые и непонятные нормальному человеку, декадентские, пессимистические. Гитлер лично запустил в обращение термин "дегенеративное искусство". Так назвали и большую пропагандистскую выставку, которая открылась 19 июля 1937 года в Мюнхене. На ней были представлены 650 работ авангардистов из 32 музеев Германии. К слову годом позже было устроено ещё одно шоу – под названием "Дегенеративная музыка".

...

На парламентских выборах 5 марта 1933 года нацистская партия получила относительное большинство в 45 процентов и возможность управлять страной строго в соответствии с буквой и духом конституции.
23 марта 1933 года на первом после выборов заседании рейхстага Гитлер получил слово для представления внесённого им Закона «О ликвидации бедственного положения народа и государства». В своей речи он уделил внимание и вопросам культуры, заявив в частности что считает необходимым радикальное изменение моральной атмосферы в стране и "оздоровление всего национального организма":

– Вся система образования, театр, кино, литература, пресса, радио – всё это будет использовано в качестве средства для достижения этой цели и цениться соответственно. Всё это должно служить сохранению вечных ценностей, составляющих сущность нашего национального характера. Искусство всегда будет оставаться выражением и отражением стремлений и реалий эпохи. Космополитическая созерцательность стремительно исчезает. На первый план яростно рвётся героизм – он будет определять и направлять политические судьбы. Задача искусства – стать выражением этого духа времени».

Что характерно, яркая речь государственного лидера никого не оставила равнодушной, с курсом нового рейхсканцлера на перемены были согласны даже его враги. После Гитлера председательствующий Геринг предоставил слово политическим оппонентам национал-социалистов – вождю социал-демократов Отто Вельсу. Первыми же его словами были слова поддержки Гитлеру:
– Дамы и господа! Мы, социал-демократы, поддерживаем требование рейхсканцлера о равных правах на международной арене, и делаем это тем более энергично, что мы с давних пор за это ратовали. Под одной из фраз, произнесённых рейхсканцлером позавчера в Потсдаме, мы подписываемся. Он сказал: «Сумасбродная теория вечных победителей и побеждённых породила безумие репараций и повлекла за собой катастрофическое состояние мировой экономики».

...
В первую очередь национал-социалистическая пропаганда обратила внимание на литературу и искусство – и очень скоро, а именно 10 мая 1933 года, на улицах немецких городов запылали костры из книг.
А затем дошла очередь до изобразительного искусства и музыки. В 1936 году нацисты начали изымать из музеев и запасников картины, скульптуры, рисунки, акварели, литографии авангардистов. Всего национал-социалисты собрали более 20 тысяч произведений искусства 1400 художников и скульпторов из ста с лишним музеев Германии. Остракизму и поношению подверглись, среди прочих, Макс Бекман, Алексей Явленский, Марк Шагал, Макс Пехштайн и др. Деятелей искусства из списка, которые проживали в то время в Германии, попросили более не выставляться, а желательно и вообще прекратить заниматься авангардной живописью и устроиться на полезную для общества работу.

Выставка "Дегенеративное искусство" вызвала колоссальный интерес. Публика буквально ломилась на неё. Побывала на ней и вся верхушка Третьего Рейха во главе с бывшим художником и архитектором Гитлером и министром народного просвещения и пропаганды Геббельсом. Стены выставочных залов "украшали" высказывания авангардистов и издевательские комментарии нацистских организаторов выставки. Президент Имперской палаты изобразительных искусств, Адольф Циглер (Adolf Ziegler), которому и было поручено "очистить" германские музеи от "чуждого" искусства, говорил на открытии пропагандистского шоу: "Это – порождения безумия, вырождения и импотенции. Всё, что представлено на выставке, вызывает у нас гнев и отвращение". "Дополняли" экспозицию фотографии калек и психических больных, корчащих гримасы. Всё вместе это создавало на выставке атмосферу развлекательного мероприятия.

Из Мюнхена экспозиция "авангардного" искусства отправилась в Берлин, потом в Вену, Зальцбург, Лейпциг, Дюссельдорф, Гамбург, Франкфурт-на-Майне… Но рекламировали её уже не так широко: слишком большой интерес публики к искусству душевнобольных и у нацистов вызывал двойственное чувство. Как бы там ни было, но выставку "Дегенеративное искусство" посмотрели более двух миллионов человек – намного больше, чем проходившую параллельно в том же Мюнхене величественную "Большую выставку немецкого искусства" (420 тысяч посетителей).
После окончания грандиозного пропагандистского мероприятия "деструктивные" экспонаты были списаны и вычеркнуты, как не относящиеся к наследию германской нации, но чтобы не уничтожать, выставлены на продажу в соседних странах, причём по весьма и весьма божеским ценам. 125 работ, например, предлагались в Швейцарии. Но многие частные коллекционеры и крупные музеи не спешили покупать дискредитированные экспонаты! В дальнейшем, во время войны, многие авангардистские шедевры сгорели при целенаправленных бомбардировках немецких музеев американо-британской авиацией, что-то уцелело в подвалах хранилищ.

В целом, надо сказать, просветительская акция на территории Германии успешно достигла своей цели – после Второй мировой войны многие из участников выставки, несмотря на свою победу, не смогли вернуть себе былую славу и даже бросили ремесло, либо уехали искать потребителей своего "искусства" в другие страны.
СсылкаОтветить